ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТЕКСТИЛЬНОЕ РЕМЕСЛО

ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII-XVIII ВЕКОВ


  ...

Интересное

Контакты


Новости

Текстиль в интерьере Италии XVII-XVIII веков

ткань шелковая В цветовом решении барочных интерьеров большое место занимали стенные ковры-шпалеры, шелковые ткани и вышивки.
Стены высоких парадных залов украшались огромными шпалерами с сюжетными изображениями, обрамленными широкими орнаментальными бордюрами. Монументальный характер их композиции, интенсивная красочная палитра гармонировали с архитектурным убранством, становясь его органической частью. Правда, необходимо отметить, что в Италии в большом количестве использовались привозные шпалеры - фламандские и французские, так как именно в этих странах шпалерное ткачество достигло наибольшего совершенства. Из итальянских мануфактур следует упомянуть в первую очередь мастерскую, основанную еще в XVI веке герцогом Франческо Медичи во Флоренции.
После длительного застоя производства, последовавшего после смерти ее основателя, мастерская оживила свою деятельность в связи с приездом в 1680 году парижского ткача Пьера Лефевра и его пяти сыновей, один из которых был художником-картоньером. Пьер Лефевр проработал на мануфактуре до 1689 года. Его сын Жак-Филипп руководил работами еще восемь лет. Лефевр с сыновьями выткал ряд серий И~ на исторические и библейские темы - «История Александра Македонского», «История Товия», а также исполнил две серии на сюжеты, связанные с прошлым Флоренции - «История Лоренцо Великолепного» и «История Козимо Медичи».
Наиболее значительным было производство шпалер в Риме, где во второй четверти ХУН века папа Урбан VIII поручает своему племяннику кардиналу Барберини организовать мастерскую. Руководство было доверено французскому ткачу Франсуа-Жаку де ла Ривьеру, которого в 1639 году сменил Гаспар Роччи. В папской мастерской ткались серии шпалер «История Сципиона» (по картонам Пуссена) и «История Христа» (по картонам Романелли).
В 1664 году, после смерти Урбана VIII, кардинал Барберини был изгнан из Рима, и мастерская закрылась. Характер композиции и другие стилистические особенности итальянских шпалер, ткавшихся по картонам итальянских и французских художников, ничем не отличались от изделий мануфактур Франции и Фландрии, о которых подробнее будет сказано позже.

Своеобразие итальянских шелковых тканей

В ХVII столетии продолжают функционировать все старые центры итальянского шелкового ткачества. Сохраняется в основном и их старая специализация. Флоренция и Милан славятся одноцветной и многоцветной камкой, генуэзские бархаты ласкают глаз контрастами мягких серебристых тонов на участках неразрезанного ворса и глубокими темными акцентами разрезанного. Как камка, так и бархат, будучи окрашены в один цвет, благодаря использованию эффектов переплетения и других особенностей техники и материала, могут иметь сложные декоративные узоры.
Корабли Венецианской республики везут во все страны света шелковую парчу, обильно затканную золоченой и серебряной нитью. Так как мастерские Венеции очень много работали на экспорт, в том числе для стран Востока, в орнаменте венецианских тканей иногда можно видеть влияние восточных образцов. Но в целом для итальянских шелковых тканей стиля барокко, независимо от места их производства, характерен своеобразный, очень выразительный узор. В начале ХVII века еще многое роднит его с плоскостно трактованными, напоминающими аппликацию, ренессансными орнаментами. Основными мотивами остаются плод граната, изображение ваз с цветами гвоздики и лилии, гротескные композиции, зубчатые короны, охватывающие кольцом симметрично расходящиеся арабески. Наряду с крупными узорами существуют и мелкие, составленные из густо расположенных веточек с цветком тюльпана, гвоздики или гранатовым яблоком, а также разнообразных геометрических фигур и завитков. Рисунок тканей отличается еще спокойной, уравновешенной композицией. Но постепенно, к 1650-1660-м годам, характер узора и его трактовка меняются.
Крупные полихромные цветы и плоды приобретают объемную светотеневую разработку, собранные в декоративные группы, они располагаются часто вокруг центрального мотива. Среди цветов и листьев можно увидеть пейзажные и архитектурные изображения, скалы и фонтаны. Цветовые сочетания итальянских шелковых тканей стиля барокко гармоничные, но яркие, в них преобладают интенсивные, чистые тона.

Вышивка шелком, золотом, серебром

вышивка шелком и золотом Большое распространение в XVII веке в Италии получает и вышивка. Цветными шелками, серебром и золотом вышивались крупные арабески и фантастические цветы на обивках для стен и мебели, балдахинах и покрывалах для кроватей. Мужские камзолы, узкие лифы и широкие юбки женских платьев расцвечивались причудливыми растительными мотивами.
Если в эпоху Возрождения излюбленной техникой была аппликация, соответствующая характерному для этого времени плоскостному типу узоров, то в XVII веке появляются разнообразные декоративные швы, все шире распространяется «живописная гладь», позволившая дать орнаменту светотеневую разработку. Особенно охотно ее применяли для исполнения сюжетных изображений, цветов и листьев. Не менее часто употреблялась гладь с настилом, сообщающим узору высокий рельеф, столь свойственный стилю барокко. Тамбурным швом, крестом и полукрестом вышивались обивки на мебель. Но наряду с полихромной вышивкой шелками и шерстью используется и белая гладь, различные виды филейных работ и ажурных мережек, украшавших столовое и постельное белье.

Гипюр

Одной из наиболее развитых отраслей художественного ремесла Италии было производство кружев. Кружево - ажурный орнамент, полученный путем различного переплетения нитей и существующий самостоятельно без какой-либо тканой основы, появилось, по-видимому, впервые именно в этой стране на исходе XV века и к концу ХVI-началу XVII столетия достигло значительного совершенства.
В этот период наряду с геометризированным орнаментом уже все чаще встречаются растительные мотивы, нередко исполняются композиции на библейские и мифологические сюжеты. Тогда же появляется гипюр, то есть кружево, состоящее из шитого или плетеного узора, кое-где соединенного тонкими связками. Производством гипюра особенно славилась Венеция. Орнамент венецианского гипюра с течением времени сильно изменяется. На гипюрах конца XVI - начала XVII века мы видим сложные, но еще ритмично повторяющиеся переплетения растительных побегов, от которых отходят стилизованные венчики тюльпанов, лилий, ромашек. Длинные острые зубцы - отличительная черта кружев XVI века - постепенно исчезают; гипюр XVII столетия заканчивается фестонами, которые образуются расположенными по краю цветами. Края и детали орнамента подчеркиваются тонким рельефным контуром, исполненным петельным швом. На кружевах начала XVII века узор еще сохраняет симметрию и строгий ритм, присущий орнаментам эпохи Возрождения.
Растительные мотивы нередко дополняются гротесками и изображениями ваз. Но в дальнейшем узор венецианских гипюров становится крупнее, теряет строгость, приобретая большую динамичность. На извивающихся стеблях расцветают большие причудливые фантастические цветы, появляются характерные для стиля барокко орнаментальные завитки, как бы набухая, увеличивается рельеф контуров, сообщая кружеву массивность, а край выпрямляется, заканчиваясь лишь мелкими зубчиками - пико.

Кружево в одежде

гипюр Кроме Венеции, гипюры производились и в других городах Италии. Так, Милан славился плетеным гипюром с пышными декоративными цветами и разнообразными ажурными сетками, но без рельефного контура (так называемый плоский гипюр). В Генуе и в ряде других центров изготавливался более дешевый сорт, узор его компоновался из узких плетеных или тканых ленточек, и лишь ажурные детали шились иглой.
Изделия итальянских кружевниц экспортировались во все страны Европы. В одежде дам и вельмож, изображенных на портретах французских, фламандских, немецких художников XVII столетия, можно видеть итальянские гипюры. Венецианскими кружевами с крупным рельефным орнаментом отделывались не только женские наряды, но и мужские костюмы. У государственных деятелей и светских щеголей мы видим мягко лежащие на плечах воротники (уже не туго накрахмаленные, как это было в ХVI веке), жабо, манжеты. Краги перчаток, раструбы ботфортов также украшались кружевными воланами. Широкими кружевами обшивалось облачение католических священников. Даже суровые воины надевали поверх металлических доспехов кружевные перевязи.
Итальянские гипюры ценились чрезвычайно высоко. Для их изготовления требовалось много времени: над одним воротником или воланом обычно трудились несколько мастериц, выполнявших разные части узора.
В Италии, главным образом в Генуе, делалось также кружево из золоченых и серебряных нитей. Оно нашивалось на шелковые и бархатные дамские платья и мужские камзолы, употреблялось для украшения обивок мебели, для отделки парадных карет.
Итальянские кружева, пережившие наивысший расцвет именно в XVII веке, несмотря на кажущуюся непрочность, сохранились до наших дней в большом количестве.

Итальянское ткачество XVIII века

К XVIII веку период расцвета итальянского шпалерного ткачества остался уже далеко позади. Но ряд старых шелкоткацких центров в XVIII веке еще продолжал успешно функционировать. В Генуе, Венеции, Милане, Лукке, Турине и других городах производились шелковые и бархатные ткани. Орнамент их, очень разнообразный, в начале столетия варьировал основные типы узоров барокко, а затем рококо и классицизма.
Не выдерживает соперничества с Фландрией и особенно с Францией и производство кружев. Наиболее интересным видом шитых иглой кружев, изготовлявшихся в XVIII веке в Венеции и пользовавшихся неизменным успехом, были гипюры с растительным стилизованным узором, измельченным вариантом орнамента рельефных гипюров XVII века.
Однако, несмотря на то, что в области развития художественного ремесла Италия утрачивает свое былое значение, уступая ведущую роль Франции и отчасти Англии, она остается общепризнанной родиной прекрасного. Даже перенимая во многом французские вкусы, эта страна сохраняет творческую независимость. Следует подчеркнуть, что, несмотря на длительную и органическую связь с барокко, ни в какой другой части Европы рококо в прикладном искусстве не нашло такого затейливого фантастического и живописного воплощения, как в городах Италии.



Copyright © 2007 - 2017 Manufakturas текстильное ремесло
Франция  Испания  Италия  Германия  Англия